Площадь имени Перекальского. Памятник медицинским работникам

Площадь названа в честь командира 322 стрелковой дивизии Степана Николаевича Перекальского, погибшего при освобождении города Курска.

До революции площадь называлась Десятопятницкая, так как там проходила ярмарка на десятую пятницу после Пасхи.  До 1943 года среди горожан площадь Перекальского была известна как «площадь за Московскими воротами», потому что в самом конце улицы Московской (ныне Ленина) стояли Московские ворота. Построены они были в 1787 году в честь приезда в Курск императрицы Екатерины II. В советское время ворота стали называться Ленинскими, а в 1937 году были снесены.

Если стоять лицом к улице Перекальского, слева Вы видите фасад Курского государственного медицинского университета (бывшее здание пересыльной тюрьмы). Центральное здание было построено в 19 веке для арестантской роты. Перед главным входом установлен памятник медицинским работникам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. На пьедестале — юная медсестра под огнём выносит с поля боя израненного красноармейца. Оба они подрываются на мине. Момент взрыва передан своеобразностью лепки, несколько грубоватой и неестественной, но правдивой. Памятник был открыт 17 июня 2005 года. Авторы: художник Михаил Заутренников, скульпторы Николай Криволапов и Игорь Минин.

Напротив медицинского университета (через дорогу), в небольшом сквере расположен памятник писателю-фронтовику Константину Дмитриевичу Воробьеву. Будучи курсантом кремлевского училища, он участвовал в битве за Москву. С декабря 1941г. по август 1943г. Константин Дмитриевич был в плену в 6 лагерях для военнопленных и чудом остался жив. 24 сентября 1943г. в третий раз бежал из плена. Рожденный в ноябре, писатель с той поры стал отмечать день своего второго рождения 24 сентября. Суровые дни плена писатель отразил в произведении «Это мы, Господи!»

Похоронен писатель в городе Курске на мемориале «Памяти павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.»

×
Областная государственная филармония. Детский парк.

Здание в стиле модерн было возведено в 1913 году и предназначалось для Народного дома.

Во время Первой мировой войны в части уже готовых помещений размещался лазарет Всероссийского Союза городов.

В период Гражданской войны сгорел задний левый флигель, после чего здание пустовало. А в 1926 году там стала работать широковещательная радиостанция. В 1929 году здесь находился городской театр.

В начале Великой Отечественной войны в здании театра разместился штаб истребительного батальона Ленинского района. В годы войны здание не пострадало.

С 1983 года в этом здании после ремонта разместились Курская областная филармония и театр-студия «Ровесник», которые располагаются здесь до сих пор.

Напротив главного входа располагается аллея Славы, где установлены памятники-бюсты нашим знаменитым землякам: Виктору Федоровичу Гридину – известному баянисту и композитору, народному артисту, Надежде Васильевне Плевицкой – исполнительнице русской народной песни, Ивану Николаевичу Суржикову – известному тенору, исполнявшему русские народные песни.

Рядом с филармонией находится детский парк, который начинает свою историю с 1927 г., когда городские власти решили благоустроить пустырь. Значительную часть работ выполняла на субботниках и воскресниках курская молодежь.

6 июня 1938 года сад был передан в ведомство образования города и назван парком Пионеров.

До 1958 года парк был зеленой площадкой Дворца пионеров и школьников. Здесь проводились городские пионерские сборы, костры, спортивные соревнования, детские спартакиады. В глубине, в конце центральной аллеи, в 1952 году был установлен памятник В.И. Ленину. Тогда же с обеих сторон аллеи, начиная от входных ворот, появились другие скульптуры.

24 сентября 2016 года, в канун празднования Дня города Курска, был открыт новый, обновленный, реконструированный Детский парк.

Пройдя по синей линии через парк, на углу улицы вы увидите памятный знак.  Он установлен Блинову Константину Минаевичу – младшему лейтенанту, командиру танка, Герою Советского Союза. Его именем в 1965 году была названа улица в городе Курске, на которой 5 августа 1983 года и был установлен памятный знак.

×
Памятник Е.И. Носову

В октябре 2005 г. в Курске, на пересечении улиц Блинова и Челюскинцев, был открыт памятник известному русскому писателю Евгению Ивановичу Носову. Автор памятника — скульптор В. Бартенев.

Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в Курской области в деревне Толмачево. Вскоре семья переехала в Курск. Детство было голодное, особенно тяжело было в годы войны. В 1943 году 18-летний Носов ушел на фронт, где выпала ему тяжелая доля противотанкового артиллериста. Уже в конце зимы перед самой победой Носов был ранен под Кенигсбергом. И Великую Победу он встретил уже в госпитале в Серпухове.

Е. Носов был фронтовым писателем. Военной теме посвящены такие рассказы и повести, как «Красное вино победы» и  «Усвятские шлемоносцы», которые еще долгое время ставили на сценах московских театров.

Евгений Иванович– Герой Социалистического Труда, почетный гражданин г. Курска, член Академии российской словесности, лауреат различных литературных премий, участник Великой Отечественной войны.

В 2000 году в Москве изданы 2 сборника его рассказов «Журавлиный клин» и «Вечерние стога». А в Курске – «Книга о мастере» – уникальный сборник, куда вошли статьи, очерки, фотографии, литературные миниатюры и репродукции его живописных работ. Место для памятника было выбрано не случайно, ведь совсем неподалеку находится дом, в котором жил писатель. Именно здесь он начал кормить птиц и написал стихотворение «Покормите птиц зимой», и по сей день жители города участвуют в городской акции с одноименным названием.  

Неподалёку от памятника находится сквер Русско-Армянской дружбы. Крепкое рукопожатие как символ дружбы народов теперь увековечено в камне.

×
Главное Управление Банка России по Курской области.

Внимание курян и гостей города Курска всегда привлекает старинное здание необычной архитектуры, расположенное на углу улицы Ленина и Челюскинцев.

Оно было построено в 1913 году по проекту симбирского инженера Ф.О. Ливчака, специально приглашенного в Курск, и предназначалось для Крестьянского и Дворянского банков. До сей поры на фасаде сохранились старинные гербы Курской области и керамические украшения.  В угловой части здания находился главный вход. На первом этаже размещались кабинет управляющего и приемная для дворян, а также службы Крестьянского банка. Второй этаж был предназначен для операций Дворянского банка. Рядом с основным двухэтажным зданием было построено жилое, где разместились квартиры управляющего и низших служащих. Первоначально здания были построены раздельно, а в последующей реконструкции соединены. В период Первой мировой войны, когда в Курск стали прибывать с фронта раненые, управляющий отделениями Дворянского и Крестьянского банков передал свой дом под лазарет Красного Креста, который вскоре приобрел репутацию одного из лучших в городе. После 1917 года в здании находились учреждения различных ведомств. В период обороны города от немецко-фашистских захватчиков в нем располагался штаб народного ополчения.

×
Курский музыкальный колледж имени Г. В. Свиридова

Колледж располагается в здании, где раньше находились Конопатовская церковно-приходская школа и Благовещенская (Воскресенская) церковь. Воздвигнутая в начале XIX века в царствование Александра I эта церковь сделалась преемницей двух старинных и наилучших храмов города, когда-то стоявших на Красной площади: Воскресенского собора и Благовещенской церкви.

В начале тридцатых годов прошлого века в здание бывшей Конопатовской школы был переведён музыкальный техникум, образованный в 1922г. Так как техникуму не хватало помещений, к нему в 1934 году решили присоединить здание Благовещенской церкви большой пристройкой. Архитектурное решение фасада Конопатовской школы наложило свой отпечаток на проект пристройки, возведённой на месте церковной колокольни и маленькой часовенки.

В 1936 году техникум был переименован в Курское музыкальное училище, а в 1998 году ему было присвоено имя нашего земляка Георгия Васильевича Свиридова. За 85 лет существования колледж закончили более 6000 профессиональных музыкантов, которые внесли значительный вклад в музыкальную культуру не только Курского края, но и России.

Неподалеку от колледжа, по адресу ул. Ленина 69, находится здание, на которое 8 февраля 1943 года, в час жестокого боя, воины 322-й стрелковой дивизии водрузили красное знамя освободителей города. В честь этого события на фасаде установлена небольшая мраморная доска.  В Великую Отечественную войну здание не пострадало, потому что немецкие захватчики устроили в нём госпиталь. Стремительное наступление советских войск зимой 1943 года сорвало планы гитлеровцев взорвать его при отступлении из Курска.

×
Здание Курско-Рыльской епархии

Двухэтажное здание бывшей учительской семинарии было построено в середине 19-го века. В 1863 году этот дом, принадлежавший владельцам Денисовым, был нанят для размещения в нем общественного клуба, задуманного сначала на манер московского английского клуба, но претворенного в Курске в виде всесословного, потому и носившего название «общественный».

 Двери денисовского дома стали часто открываться для всевозможных званых вечеров и балов, на которые приглашались для услуг до десяти горничных. В 1872 году губернская земская управа приобрела для себя этот дом. Уже в 1873 году здесь была основана учительская школа, преобразованная в 1890 году в учительскую семинарию.

Накануне сорокалетия Курская учительская семинария к 1912 году выпустила из своих стен 841 воспитанника. В здании семинарии находились две библиотеки: так называемая «фундаментальная» и ученическая. Учительская семинария располагала физическим и естественно -историческим кабинетами, здесь же были мастерские: столярно-токарная, слесарная и переплетная.

Еще в конце XIX века Курскую учительскую семинарию окончил Петр Голиков, отец писателя Аркадия Гайдара.

В 1896 году в здании была устроена небольшая Семеновская метеорологическая обсерватория. В обсерватории производились наблюдения для определения солнечной радиации, температуры воздуха и почвы, определялись атмосферные осадки, облачность и тому подобное. Эти наблюдения отсылались в Николаевскую Главную физическую обсерваторию, которая печатала курские материалы в своих «Летописях» и в других специальных изданиях.

Здание бывшей учительской семинарии практически не изменилась, разве только окончательно исчезла когда-то высокая деревянная башня обсерватории.

В 1919 году учительская семинария была закрыта.Теперь в здании размещается управление Курско-Рыльской епархии.

За зданием бывшей учительской семинарии на углу улиц Ленина и Мирной высится девятиэтажное здание Государственного архива Курской области. Оно построено в 1986 году.

Следуя к следующему объекту по синей линии, вы можете увидеть самую большую библиотеку города.  Курская областная научная библиотека им. Н.Н. Асеева — культурный, научно-информационный и методический центр, крупнейшее книгохранилище Курской области. А в небольшом сквере, на перекрёстке, находится памятник Екатерине Зеленко

Он был установлен в 1988г.  Екатерина Ивановна Зеленко,  Герой Советского Союза, знаменита тем, что стала единственной в истории женщиной-летчицей, решившейся на таран самолета.

×
Курский областной драматический театр им.А.С. Пушкина. Памятник А.С.Пушкину.

Курский театр является одним из старейших в России. Первые спектакли были поставлены в 1729 году. В 1805 году на сцене Курского крепостного театра дебютировал талантливый крепостной Михаил Щепкин, ставший впоследствии великим русским актёром и одним из основоположников русской актёрской школы.

В период Великой Отечественной войны театр находился в эвакуации, продолжая играть спектакли на сценах других театров. Уже в 1943 году он вернулся в освобождённый Курск и продолжил свою работу.

Театр несколько раз менял свою прописку, пока в 1983 году не переехал в новое современное здание. На крыше театра установлена восьмиметровая бронзовая скульптура богини победы Ники, олицетворяющая победу Советской армии над фашистской Германией в Курской битве. Богиня Ника держит в вытянутой правой руке пальмовую ветвь — символ мира. У её ног с двух сторон установлены две театральные маски из белого камня. Это работа группы московских скульпторов.

Памятник А.С.Пушкину занимает достойное место среди многочисленных достопримечательностей Курска. Скульптурная композиция, появившаяся в городе ко дню празднования 200-й годовщины со дня рождения поэта, украсила Театральную площадь. Монумент установили напротив государственного драмтеатра, поскольку он с 1937 года носит имя Александра Сергеевича.

×
Памятник Г.В.Свиридову.

В 2005 году на центральной улице города был установлен памятник великому русскому композитору, нашему земляку Георгию Васильевичу Свиридову. Георгий Васильевич, в задумчивости сидящий на скамье, а рядом с ним — Муза на высокой белой колонне. На гранитном подножии памятника высечены слова композитора: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».

Этот памятник единственный в России, его авторы – Николай Криволапов и Игорь Минин.

Не случайно выбрано и место у пересечения улиц Ленина и Золотой. В 1930-х годах здесь находились музыкальная школа и техникум, где Свиридов — уроженец Курской области (Фатеж) — получил начальное музыкальное образование.

Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеж Курской области. Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года.

В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте — балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов.

С 1929 года он учился в Курской музыкальной школе, а в 1932 году Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано и по классу композиции у Михаила Юдина в Центральном музыкальном техникуме, который он окончил в 1936 году.

Среди его музыкальных произведений всемирно известны вальс к фильму по повести Александра Пушкина «Метель» (1964) и сюита «Время, вперёд!» (1965), тема заставки советского главного выпуска новостей «Время» в 21 час.

×
Сергиево-Казанский собор.

Курский Сергиево-Казанский кафедральный собор является выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества второй половины XVIII века. Стройный, лёгкий, богато украшенный храм в стиле барокко с ребристыми куполами, разорванными фронтонами, многочисленными окнами разной величины, пропорций и рисунков. Долгое время считалось, что автором собора был один из крупнейших архитекторов середины XVIII века В. Растрелли. Многочисленные исследования не могли подтвердить его авторство. Собор, разделяющийся на алтарную часть, собственно храм, трапезную и притвор, имеет вид прямоугольника шириной около 16 метров, длинной около 33 метров с пятигранной алтарной апсидой. Главная часть собора — двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим восьмигранный купол с таким же числом окон. В центре

купола — четырёхцветный фонарь, с которого к небу устремляются золотые купола с крестом.

Начало строительства – 1752 г., окончание — 1778 г. В летописи собора об этом повествуется так: «В деле о церкви пишется, что заложен храм сей в 1752 году, но кем — сведений не имеется при соборе;». Нижний (будничный) храм был освящён в 1762 г. во имя преподобного Сергия Радонежского, верхний (праздничный) — в 1778 г. в честь Казанской иконы Божией Матери.

Давно на месте собора стояла деревянная церковь. Когда церковь сгорела, то в углях и в пепле обнаружили Казанскую икону Божией Матери, совершенно не поврежденную огнем. И тогда было решено построить новый храм, двухэтажный.

Средства на постройку были собраны среди прихожан.

Во время строительства колокольни семилетний Прохор, будущий прп. Серафим, отлучившись от матери, по детской неосторожности упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусором. Мать уже и не чаяла увидеть сына живым. Но к удивлению всех Прохор стоял на ногах живым и невредимым.

В память этого события в нижнем храме собора устроен придел во имя прп. Серафима Саровского, а на месте его падения установлен памятник с изображением преподобного.

×
Дом купцов Гладковых

Большой двухэтажный дом с угловым кованым балконом и оригинальной детальной лепниной оконных наличников на фасадах, расположенный на углу улиц Максима Горького и Серафима Саровского. Хозяином дома являлся потомственный почётный гражданин, купец, благотворитель Николай Васильевич Гладков. До настоящего времени сохранился длинный купеческий амбар, построенный в первой половине XIX века. В конце XIX века в доме работала кухаркой молодая Дежка Винникова, будущая знаменитая российская эстрадная певица Надежда Плевицкая, впоследствии упоминавшая это здание и его хозяина в своём «Дежкином карагоде». В начале XX века здесь проживала Вера Мухина, родственница Гладковых, ставшая в последующем всемирно известным скульптором, к числу работ которой принадлежит композиция «Рабочий и колхозница». В годы перед Великой Отечественной войной в доме была открыта детская больница. Во время военных действий и оккупации зданию не было причинено существенного вреда.

В 1975 году в здании разместилось Курское медицинское училище, впоследствии переименованное в Курский базовый медицинский колледж. Колледж занимает это здание и в настоящее время

×
Курский Свято-Троицкий женский монастырь

Одна из древнейших русских обителей, имеет более чем 400-летнюю историю и является памятником архитектуры федерального значения. В его облике отражено развитие архитектурных течений XVII-XIX веков. Документальных сведений о времени основания обители не сохранилось. Из кратких описаний монастырей Российской империи видно, что в 1623 году Курский Свято-Троицкий девичий монастырь уже существовал, в обители проживало 35 монахинь. Начало монастыря можно отнести к 1597 году.

Все постройки монастыря были уничтожены пожаром 1680 года, но уже в 1695 был заложен каменный храм во имя Живоначальной Троицы, на том же месте, где прежде стоял деревянный.

С 1923 по 1925 г. в монастыре разместились Музей искусств и историко-археологический кустарный музей, которые в дальнейшем объединились в Губернский краеведческий музей.

С конца 20-х годов в монастыре находился Губернский лагерь принудительных работ. Затем там размещался архив Октябрьской революции, позже с 1984 г. – Научно-методический центр Управления культуры и библиотека для слепых.

В 1993 г. часть храмового комплекса была возвращена Церкви. В храме возобновились богослужения.

Настоящее возрождение обители началось с августа 2004 г. Эта дата в истории монастыря отмечена тем, что по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в Троицкую обитель переселилась женская монашеская община из подмосковного Иосифо-Волоцкого монастыря, после чего полным ходом пошли ремонтно-восстановительные работы и начала возрождаться полноценная духовная жизнь.

×
Первомайский парк. Бюст А.Е. Боровых. Памятник А. Невскому.

Парк имени 1-го мая — парк в центре г. Курска, примыкающий к Красной площади. Ещё в 1869 на этом месте были разбиты и открыты для гуляний два городских сада, разделённых проездом: Дворянский и Купеческий. После закрытия проезда, который являлся продолжением современной ул. Горького, парк объединили. В центре его был летний театр, где время от времени давались представления и устраивались народные чтения. С 1-го мая по 1 сентября в парке играл военный оркестр. Зимой устраивался каток.

В парке установлены памятники дважды Герою Советского Союза лётчику Андрею Егоровичу Боровых (18.VII.1948) и князю Александру Невскому (15.Х.2000).

Андрей Егорович Боровых— участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, командующий авиацией Войск ПВО СССР. Этот бюст был установлен в Курске одним из первых, в 1947 году. На открытие приезжал сам Андрей Егорович. Его имя носит одна из общеобразовательных школ города.

Памятник А.Невскому

Торжественное открытие и церемония освящения памятника А. Невскому состоялась 15 октября 2000 года. 4-х метровая бронзовая фигура А. Невского установлена на 4-х метровом постаменте. Надпись на постаменте гласит: «Не в силе Бог, а в правде». Александр Невский изображен в воинских доспехах, в руках он сжимает оружие и знамя.

В 1998 году ветераны Великой Отечественной войны, кавалеры ордена Александра Невского обратились к своему земляку, народному художнику России, Лауреату государственных премий Вячеславу Михайловичу Клыкову с просьбой увековечить образ святого князя в виде скульптурного памятника и установить его в нашем городе.

В течение 11 лет своего великого княжения А. Невский сделал много доброго для веры, церкви и народа. Он был причислен к лику святых.

Место для памятника было выбрано не случайно – рядом Знаменский собор, в котором есть предел, освященный в честь А. Невского.

×
Знаменский собор.

Знаменский собор выдержан в стиле классицизм, в его облике нашли отражение тенденции западноевропейского Ренессанса. В плане здание имеет форму креста с удлиненным западным крылом. Квадратное основание по углам украшено малыми куполами, а световой барабан — колоннами и увенчан большим куполом. Подкупольное пространство имеет высоту 48 м. В первоначальном виде справа от основного корпуса, над трапезной, размещалась колокольня. Сдержанный облик находится в гармоничном балансе с эффектным и роскошным внутренним убранством. Для оформления интерьера собора была приглашена команда художников из Санкт-Петербургской академии художеств. Уникальный чугунный иконостас с иконами работы петербуржских мастеров. Стены украшены росписями и витражными иконами. Под куполом висит паникадило весом в 2,5 тонны, покрытое сусальным золотом. Световой барабан украшен фигурами пророков из Ветхого Завета.

Еще с 16 века это место было примечательным. Когда-то здесь была городская крепость. В 1612 году Курск был захвачен и разорен польско-литовским войском, но крепость устояла и за три года здесь была сложена деревянная церковь Рождества Богородицы. В этот храм по велению царя Алексея Михайловича вернулась из Москвы икона «Знамение». Однако в 1631 году случился пожар, который уничтожил все деревянные постройки, но икона была спасена. В 1649-м царь повелел возвести в честь иконы каменный храм. Церковь была выполнена в стиле барокко, с колокольней и большим куполом. Но постройка начала быстро ветшать и в 1815 году была разобрана. Появилась необходимость постройки нового собора.

4 июня 1816 года был заложен Знаменский собор. Имя архитектора, создавшего первоначальный проект, не сохранилось в истории.

Строительство заняло десять лет. С 1826 года начались регулярные службы. Позже в храме был установлен удивительный чугунный иконостас, на изготовление которого у мастеров ушло более 6 лет. В 1866 году на колокольни подняли большие колокола, отлитые за счет пожертвований белгородского купца.

Собор на своем веку был и складом, и лагерем для военнопленных, и заводом, и кинотеатром, пока в 1992 г. его не вернули Русской православной церкви. Храм предстал перед взорами во всем великолепии уже в 2004 году после значительной

реконструкции и реставрации. А с 2009 г. в Знаменский собор привозят чудотворную Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение». В этот период на поклон к святыне приезжают паломники со всей России.

×
Концертный зал Свиридовский

В 1877 году было построено здание, названное в честь Дворянского собрания. На третьем этаже был расположен пансионат для дворянских детей. В 1902 году в Большом зале был установлен памятник Александру III, на открытии монумента присутствовал император Николай Второй.

В 1943 году при отступлении немецкие оккупанты подожгли архитектурную достопримечательность и здание Дворянского собрания сгорело дотла, превратившись в руины. В таком полуразрушенном виде строение просуществовало вплоть до начала 60-х годов. Затем оно было реконструировано, при восстановительных работах внешний вид исторического строения был полностью сохранен, но внутри произошла масштабная реконструкция. Здесь появился зрительный зал.

В 2012 году здание было передано на баланс филармонии. Сейчас в нем разместился концертный зал «Свиридовский».

Через дорогу находится памятный знак в честь 700-летия обретения иконы Курской Коренной Божией матери «Знамение».

21 сентября 1995 года, когда исполнилось семьсот лет с того исторического момента, как у корня дуба на берегу реки Тускарь была найдена икона, на улице Сонина была открыта арка памятного знака, посвященного явлению чудотворной иконы Курско-Коренной Божией Матери «Знамение».

Памятный знак поставлен под углом к красной линии улицы Сонина, чтобы хорошо просматривались вдоль улицы как его лицевая сторона, так и тыльная, на которой исполнен текст из тропаря иконы.

×
Курский областной краеведческий музей.

Здание, где расположен музей, является памятником архитектуры XIX века — бывшие архиерейские палаты, составляющие единый архитектурный ансамбль со Знаменским собором. Музей был учрежден 6 мая 1903 г. Его первое название — «Историко-археологический и кустарный музей в память посещения города Курска императором Николаем II в 1902 году».

31 января 1905 экспозиция открылась для горожан и приезжих. Уже в 1915 году музей располагал десятью тысячами экспонатов, а его библиотека состояла из тысячи томов. С 1970 года во дворе музея находится мельница-шатровка, построенная в первой трети ХХ века.

Краеведческий музей позволяет познакомиться с древней Курской землей. Большие экспозиции нумизматики и старинных книг, а также этнографии, древнерусского искусства, купеческого быта. В музее постоянно работают сменные тематические выставки. Внимание посетителей привлекает самый большой в музее зал, где собраны старинная мебель, произведения искусства и другие подлинные вещи из богатых дворянских усадеб Барятинских, Нелидовых, славившихся своей красотой не только в Курской губернии, но и в России.

К имеющимся в музее коллекциям допускаются исследователи по специальному разрешению администрации музея. Работает библиотека. В ней — более десяти тысяч различных книг по краеведению. В музее проводятся обзорные и тематические экскурсии, фольклорные вечера с участием ансамбля. Здесь можно отреставрировать иконы, заказать копии документов, приобрести брошюры с материалами об истории края. Ежегодно музей посещают более 100 тысяч человек.

×
Красная площадь.

В 1782 году Екатерина II утвердила первый градостроительный план Курска, по которому на этом месте было решено устроить площадь, названную Красной. На месте современного Первомайского парка был устроен плац, здесь же стоял окружённый садом двухэтажный дом генерал-губернатора. Дом постепенно обветшал и был разобран в 1820-е годы. В 1881 году со стороны нынешнего Главпочтамта на народные деньги была сооружена часовня в память убитого императора Александра II. Современный облик площади сформировался в 50-60 годах XX века, впоследствии он существенно поменялся, благодаря тому, что в советское время вокруг было возведено множество построек.

Обращенное фасадом  к Красной площади находится здание областной администрации, бывшего Дома Советов, сооруженное по проекту архитектора Шуклина. Этот проект был удостоен III Республиканской премии.

К началу Великой Отечественной войны строительство было близко  к завершению. Во время оккупации в здании размещались казармы немецких солдат. Отступая из Курска, фашисты сожгли Дом Советов.

Здание  было восстановлено и 7 ноября 1947 года сдано в эксплуатацию. С этого дня его образ стал олицетворять Курск на открытках, буклетах.

23 января 1924 года городское собрание  постановило воздвигнуть памятник В.И. Ленину. И 1 сентября 1933 года он был открыт на средства собранные  трудящимися. Во время фашистской оккупации памятник был разрушен. После Великой Отечественной войны летом 1956 года, примерно на том же месте, были начаты строительные работы, и 5 ноября 1956 года состоялось торжественное открытие нового памятника.

Напротив Дома советов, через площадь, располагается главное отделение почтовой связи. Перед фасадом здания Дома связи установлена стела «Героям – курянам», открытая 9 мая 1966 года. Она выполнена в форме развернутого знамени, мозаичное панно солдата в каске, с автоматом в руке и развивающейся на ветру накидке создано художником О.М. Заутренниковым. На ней начертаны фамилии курян — героев Советского Союза, кавалеров ордена Славы III степени и Героев России.

В 1967 году в стелу была вложена капсула с письмом к потомкам, которую вскрыли в 2017 году.

Неподалеку от Красной площади, по адресу улица Марата 31, располагается Приход Успения Божией Матери Римско-католической церкви города Курска, построенный в 1896 году

×
Курский Дом книги.

Строительство здания началось вскоре после войны и было завершено в 1956 году. В это время в советской архитектуре господствовал так называемый стиль «архитектурных излишеств», поэтому в проекте было заложено обилие декора на фасадах и в интерьерах. Расчлененный арками фасад был увенчан массивным лепным карнизом, а интерьер книжного магазина украшали красивые колонны. Здесь же на цилиндрических постаментах стоят бюсты русских писателей.

Здание создано по проекту ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного архитектора РСФСР Марка Львовича Теплицкого.

Здание курского Дома книги включено в энциклопедию «Искусство стран и народов мира».   Открытие магазина состоялось 22 апреля 1956 года.

Напротив Дома книги, через дорогу, стоит здание центрального универмага. Универмаг начали строить в начале 50-х, на месте разрушенного в годы войны здания почты.

Он распахнул свои двери для покупателей в 1956 году. Это была лишь первая очередь универсального магазина. А в 1963 году по проекту М.Л. Теплицкого построили вторую очередь. Несколько отличающиеся по архитектуре части одного здания не испортили внешний вид всего сооружения.

В 1970 году построили третью очередь, в результате чего ЦУМ занял весь квартал, от улицы Почтовой до улицы Кирова. И, наконец, в 1985 году к ЦУМу пристроили ещё одну секцию, но уже с улицы Почтовой.

×
Воскресенско-Ильинский храм. Памятник Антоновке.

История возникновения храма восходит к далеким событиям начала XVII века. В то время здесь располагалось особое заведение, известное как «убогий дом», где находили последний приют лица, которые по канонам того времени не могли быть похоронены на кладбище. Иногда при «убогих домах» основывались монастыри, именовавшиеся «божедомскими». Именно тогда, в 1619 году инок Корниил Брагин основал Божедомский монастырь.

Позже был построен деревянный храм, который был посвящен святым Илии Пророку и Николаю Чудотворцу.

Интересно отметить, что среди прихожан этого храма был и юный Прохор Мошнин – будущий преподобный Серафим Саровский. Здесь же в 1760 году отпевали его отца. Вскоре, вместо деревянной, была воздвигнута каменная церковь во имя Илии Пророка, освященная в 1768 году. А в 1788 году Ильинский храм получил еще один престол  и стал именоваться Воскресенско-Ильинским.

После революции храм лишился многого из того, чем обладал прежде: собственного дома, 400 томов церковной библиотеки, метрических книг, хранившихся с 1774 г. После его закрытия в 1926 году здесь на долгие годы разместился губархив. Во время войны здание серьезно не пострадало. Большой урон его архитектуре был нанесен позже, когда вместо шатровой колокольни и бывшего церковного дома было возведено здание Дома книги. В результате оставшаяся часть храма оказалась на долгие годы скрытой от глаз курян высокими стенами новой постройки.

Напротив храма, под углом к улице Ленина, располагается здание банка, построенное в 1995 году итальянской фирмой.  Оно очень удачно вписалось в архитектурный пейзаж. В зеркально-облицованных стенах красиво смотрится отражение старого храма. В том же 1995 году Воскресенско-Ильинский храм был наконец-то возвращен Курской епархии и в нем вновь зазвучала молитва.

В 2004 году уроженец Курской области, знаменитый скульптор Вячеслав Клыков изготовил памятник «Курская антоновка», посвящённый символу родной области (одна из последних его работ). Яблоко представляет собой скульптуру, полую внутри, высотой два метра, диаметром полтора метра и весом 150 килограммов.

Курскпромбанк приобрел скульптуру для города. Местом его установки стала  треугольная площадь между зданием  Курскпромбанка и Воскресенско-Ильинским Храмом. Открытие монумента 19 августа 2008 года было приурочено к православному празднику преображения Господня, в народе известному под названием «Яблочный спас».

×
Бывшее здание кирхи

В 1825 году в Курске была основана евангилическо-лютеранская община. В 1895 году церковная община построила на Московской улице кирху святых апостолов Петра и Павла.

Немецкая кирха, как ее называли куряне, была сооружена в готическом стиле из красного облицовочного кирпича. Часть кладки сохранилась до сегодняшнего времени, и ее хорошо видно на боковом фасаде здания по бывшим огромным стрельчатым окнам, частично заложенным кирпичом.

Башню кирхи венчал высокий остроконечный шпиль. На уличном фасаде здания в глубоких нишах стояли скульптурные фигуры апостолов Петра и Павла, созданные в Риге. Алтарное изображение Христа было выполнено в Дюссельдорфе. Кирха славилась своими музыкальными вечерами, так как великолепный орган кроме церковной службы использовался в музыкальных концертах. Приметными для курян были часы, устроенные на колокольне и подсвечиваемые ночью.

Постепенное разрушение красивой кирхи началось после революции 1917 года. В 1924 она превратилась в клуб для просветительских целей.

В апреле 1930 года там открылся радиоклуб. Днем в клубе горожане прослушивали радиопередачи, а по вечерам здесь работали радиокружки. После ликвидации радиоклуба здание передали городской торговой организации под склад.

В 1940 году здание кирхи было перестроено. Высокий шпиль был разобран, вершину башни украсили пилястры, а перед входом выросла одноэтажная входная пристройка. Внутренняя часть кирхи была перестроена под трехэтажное административное здание.

После войны оно подвергалось реконструкции, в результате которой одноэтажная пристройка была надстроена до трех этажей, сформировался новый уличный фасад с большой вертикальной лоджией. В 1971 году в дом 21 на улице Ленина переехала областная прокуратура, где она располагается до сих пор. В 2003 году у здания прокуратуры была открыта скульптурная композиция «Памятник работникам органов прокуратуры Курской области – участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В центре композиции памятник Г. Ф. Пантелееву в виде бюста героя на постаменте-колонне. За ним расположены четыре гранитные плиты с 76 именами других героев из числа прокурорских работников.

 Автор скульптурной композиции – Вячеслав Клыков

×
Курский государственный университет

Главный корпус  Курского  государственного университета был построен в 1902 году для Мариинской женской гимназии, названной  в честь императрицы Марии Федоровны. До строительства здания гимназия располагалась на Московской улице.

Аналогичных гимназий в Российской империи было всего пять. Проект здания в стиле эклектики был составлен в 1900 году. Автором проекта и руководителем строительства являлся гражданский инженер, статский советник Баумиллер А. А. После революции, в 1918 году, гимназия получила статус учительского института. Вновь созданное высшее учебное заведение многократно реформировалось, совершенствовалось и меняло название. 4 января 1919 года Курский учительский институт был преобразован в педагогический.

Во время оккупации города в 1941-1943 годах здание института было разрушено и в 1955 году  восстановлено по проекту, составленному в проектной конторе «Курскоблпроект» архитектором Лезиным А. И.

Педагогический институт стал первым университетом в Курской области, а в 2003 году и вовсе сменил статус узкопрофильного педагогического и стал первым классическим университетом, получив сегодняшнее название, – Курский государственный университет, где на 18 факультетах обучаются более 10 000 студентов.

×
Парк Героев гражданской войны.

Парк, расположившийся между улицами Радищева и Димитрова, имеет такое официальное название, как парк «Героев гражданской войны», однако, это название в народе не прижилось и его называют как и раньше — парк «Бородино». Конечно, никакого отношения к Бородинскому сражению 1812 года он не имеет, да и вообще точно не известно откуда взялось это название.

Здесь устраивали и репетиции военных парадов, и зимой заливали каток, а в 1895 году на пустыре устроили велотрек.

В 1934 году решено назвать это место парком «Героев гражданской войны». Его обустроили, соорудили эстраду, площадку для кинопередвижки и танцев.

В середине 70-х годов парк был реконструирован: убрали старые деревья, на месте захоронения героев революции поставили памятник, открытие которого состоялось осенью 1977 года.

30 октября 2009 года здесь установлен памятник жертвам политических репрессий.

В настоящее время парк пользуется большой популярностью у жителей Курска. Здесь установлены удобные скамейки, оборудована детская площадка, летом играет духовой оркестр, что привлекает сюда многих пожилых людей, им нравится здесь общаться, слушать хорошую музыку. Парк довольно большой, почти 4 гектара, в нём высажено много редких деревьев.

×
Выставочный зал картинной галерии имени А.А.Дейнеки

Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки – один из замечательных художественных музеев России. В ее фондах хранится живопись, скульптура и графика отечественных и зарубежных мастеров XVI-XXI веков, предметы народного и декоративно-прикладного искусства XVIII-XX столетий.

История коллекции галереи берёт начало в 1903-1905 гг. Первые произведения искусства поступили как пожертвования частных лиц. Среди меценатов был и курский губернатор Гордеев, известный попечитель музейного дела. Однако подлинная основа собрания сложилась в годы после революции. Её составили по преимуществу картины из курских коллекций Барятинских, Нелидовых, Шварцев, Ребиндеров. При этом из национализированных имений в курские собрания не попал ряд значительных произведений европейской и русской живописи

Сейчас собрание галереи насчитывает около десяти тысяч экспонатов. Наряду со стремлением более полного отражения русского искусства, галерея коллекционирует произведения художников, чья биография в той или иной степени связана с Курском. Например, можно встретить произведения Вячеслава Шварца, Константина Трутовского, Ефима Чепцова и других.

С 1969 года галерея носит имя художника Александра Дейнеки. Курская коллекция его произведений уникальна и многочисленна. Работы Александра Дейнеки из курской картинной галереи экспонировались в России, Австрии, Венгрии, Германии и ряде других стран. Прекрасные отзывы в прессе получили выставки работ художника, проходившие в 2001 и 2009 годах в Государственной Третьяковской галерее.

×
Храм Успения Пресвятой Богородицы

Костел (Храм Успения Пресвятой Богородицы) — редчайшее в Курске здание, католический храм, построенный в стиле поздней готики. В 1859 году курская католическая община, состоящая из примерно тысячи верующих, обратилась с просьбой разрешить строительство храма. Разрешение было получено лишь в конце XIX века, до этого службы велись в небольшом молитвенном доме. В 1885 году был назначен священник, которым стал Георгий Мотузз. Именно он добился постройки храма. Мотузз представил губернатору проект, смету и уведомил при этом, что строительство костела будет осуществляться за счет капитала, завещанного дворянкой Марией Рудзиевской, и на его собственные средства. Строительство храма Успения началось в 1892 году и закончилось через четыре года, в 1896 году. Он был построен в неоготическом стиле, с двумя башнями-шпилями, с 27 позолоченными крестами, расположенными на портале и по бокам храма. Храм был богато украшен мозаикой.

В Храме Успения Богоматери венчался и крестил дочь знаменитый художник Казимир Малевич. После революции 1917 года храм некоторое время функционировал, однако в 1938 году был закрыт, а настоятель и активисты прихода расстреляны. Большая часть утвари была уничтожена и разграблена. В здании сначала был антирелигиозный музей, затем склад. Во время войны в одну из башен попала бомба и только в 1970 году здание было отреставрировано и в нём разместился Дом культуры.

Возобновление деятельности Католической церкви в России началось в 90-х годах XX века. В 1993 году в Курске зарегистрирована католическая община и в 1997 году здание было возвращено церкви. В 2006 году приходская община торжественно отмечала 110-летие храма.

В наше время во время месс в костеле звучит божественная музыка органа и регулярно проводятся органные концерты.

×
Городская Больница имени А.И. Гладковой

На улице Перекальского в доме № 5 находятся здания, в которых раньше располагалась городская инфекционная больница, с 1923 года носящая имя Н. А. Семашко. Это здание вместе с постройками хозяйственного дома, аптеки, часовни, конюшни было сооружено на денежные средства вдовы богатого курского купца Анны Ивановны Гладковой.

Первое упоминание о больнице относится к 1899 году, когда VII съезд земских врачей принял решение просить губернское земское собрание «О побуждении Курска выстроить своё заразное отделение». В 1900 году в городе был разработан план организации врачебно-санитарного дела. Согласно ему, городской глава Алёхин вёл переговоры с известной в Курске благотворительницей – вдовой купца Гладкова. Анна Ивановна согласилась выделить сумму, требуемую для строительства и первоначального содержания больницы, которая в итоге составила порядка 100 тысяч рублей золотом и безвозмездно была передана в введение городской управы. Вскоре Анна Ивановна умерла, а дело благотворительницы продолжил её сын.

Комплекс зданий больницы спроектировал архитектор С. М. Серебровский. Главный корпус сложен из двухцветного отборного кирпича под расшивку. Его уличный фасад имеет центральную часть и боковые ризалиты. Здание расчленено на три яруса и опоясано красивыми карнизами. Венчает здание сложный карниз и фронтон.

14 марта 1904 года больница была торжественно открыта. На первом этаже размещалось терапевтическое, а весь второй этаж заняло инфекционное отделение. В полуподвальном этаже поместилась амбулатория, которая проработала здесь до 1911 года, пока для неё не было выстроено отдельное здание. В отдельном одноэтажном здании располагался стационар на 25 коек. Несмотря на то, что лечение было платным (4 рубля 80 копеек в месяц), больница оказывалась постоянно перегруженной.

В сложный период первых лет Советской власти больницу посетил тогдашний нарком здравоохранения Н.А. Семашко и подарил её сотрудникам свою фотографию с автографом. Впоследствии инфекционное лечебное заведение стало именоваться Народной больницей имени Семашко.

В дальнейшем коечная сеть в больнице расширилась до 100 коек. Из них 60 коек было выделено для детей. В годы Отечественной войны здания больницы не пострадали.

В последние десятилетия XX века здесь смонтировали центральное отопление, открыли реанимационное отделение и приёмную.

В 2010 году лечебное учреждение переехало, а историческую постройку занял Центр медицины катастроф. Часть зданий остались пустующими.

×
Square named after Perekalsky

The square is named after the chief of the 322 infantry division Stepan Nikolayevich Perekalsky who died at liberation of Kursk.

Before revolution it was called Desyatopyatnitskaya bearing in its name the fact that every tenth Friday after Easter there was held a fair. Before 1943 it was known as “the square behind Moscow gate” as Moscow Street (which currently bears the name Lenin Street) ended up with the gates. They originally were built in 1787 in honor of Empress Katherine’s II coming to Kursk. In Soviet times the gates were renamed into Lenin gates and later in 1937 were demolished.

Standing with your face turned to Perekalsky Street you can see Kursk State Medical University on your left which previously was used as a transit prison. The central building was erected for penal battalion in the 19th century. The monument devoted to medical staff killed at service during Great Patriotic war of 1941-1945 is mounted in front of the main entrance to the university. It depicts a young nurse carrying a wounded Red Army soldier at the moment of bomb explosion. The blast is conveyed by a particular manner of modeling which is crude but looks true to life. The monument created by artist Mikhail Zautrennikov and sculptors Nikolay Krivolapov and Igor Minin was unveiled on June 17th, 2005.

Opposite the university a little public garden hosts a monument to a war veteran writer Konstantin Dmitrievich Vorobyev. Being a cadet of Kremlin academy he participated in the Moscow battle; later from December 1941 to August 1943 he remained in captivity in 6 different camps for prisoners of war and could survive by a miracle only. On 24th September he had the third successful escape from captivity and since then the date had become a second birthday for him, who had originally been born in November. He described the hardships of his captivity in one of his works named “This is us, Dear Lord”. After his death he was buried on the territory of the War Memorial “To those slain during the Great Patriotic War of 1941-1945” in Kursk.

×
Regional State Philharmonic. Play park

Modern style building was constructed in 1913 and was designed for the needs of Community Hall. During the World War I some parts of the building hosted a hospital of All-Russian Cities Union.

During the Civil War of 1917-1922 left back wing caught fire and the building was abandoned until 1926 when a broadcasting station used it. Later in 1929 a city theatre had it as its premises.

In the beginning of the Great Patriotic War Fighter battalion headquarters of Lenin district was locating there. Luckily the building didn’t suffer any loss during the war.

Since 1983 the building has been hosting Kursk regional Philharmonic and theatrical Workshop “Rovesnik”(“Peer”) up till now.

Opposite the main entrance there is an Alley of Glory with memorial busts which commemorate our notorious fellow citizens, among them: Viktor Fyodorovich Gridin – a bayan-player and a composer, Nadezhda Vasylievna Plevitskaya – a Russian folk song singer, Ivan Nikolayevich Surzhikov –a famous Russian folk song tenor.

Next to the Philharmonic there’s a play park which dates back to 1927 when city authorities took a decision to equip a wasteland situated nearby. Young people of Kursk performed most part of work on Saturday and Sunday voluntary work days. On June 6th, 1938 the park was

subjected to City’s Department of Education and got the name Pioneers’ Park.

It had been used as an outdoor grounds of Palace of Pioneers and Students until 1958 as city pioneers’ gatherings, sport competitions were held here. At the end of the central alley in 1952 a monument devoted to Vladimir Lenin was installed. At the same period other sculptures appeared on both sides of the alley starting from the main entrance to the park.

On September 24th, 2016 the park was again opened to public after having been renovated and reconstructed.

Following the Blue Line through the park you can see a memorial sign. It was set in honor of Blinov Konstantin Minayevich – a junior lieutenant, a commanding officer of a tank, Hero of the Soviet Union. One of the streets in Kursk was named after him in 1965 and later on August 5th,1983 the sign was set.

×
Monument to E. I. Nosov.

At the crossing of Blinov and Tcheluskintsev Streets there is a monument to Evgeny Ivanovich Nosov – a notorious Russian writer who was unveiled in October 2005. The author of the monument is sculptor V. Bartenev.

Evgeny Ivanovich Nosov was born on January 15th 1925 in the village of Tolmachevo in Kursk region. Soon the family moved to Kursk. In his early years he suffered poverty. In 1943 Nosov was 18 and he joined the army where he served in anti-tank artillery battalion. Right before the victory in winter 1945 Nosov was wounded in fights at Königsberg (currently Kaliningrad) and had to celebrate the victory in hospital in Serpukhov.

E. Nosov was a war veteran writer and his stories like “Red wine of victory” and « Usvyat Warriors” had been staged in Moscow theatres for long time.

Evgeny Ivanovich was awarded a tile of Hero of Social Labour, he was an honorary citizen of Kursk, a member of Russian Academy of Literature, a laureate of different literature awards.

Two collections of his stories named “A crane skein” and “Evening stacks” were published in Moscow. “A book about the Master” printed in Kursk is a unique collection of articles, sketches, photographs, literature miniatures and copies of his works of art. The place for the monument has been chosen deliberately as it is nearby the house where the writer used to live. Evgeny Ivanovich started what now has turned into an annual city move that is to feed birds in winter. His poem “Feed the birds in winter” gave the move to its name.

Not far from the monument there is a square devoted to Russian-Armenian friendship. A firm handshake captured in stone is a symbol of this amity.

×
Main building of the Central Bank of Russia in Kursk region

At the corner of Lenin Street and Tcheluskintsev Street there is an old building of extraordinary look which always catches attention of both citizens and tourists.

It was built in 1913 after the design of a Simbirsk engineer F. O. Livacheck who had specially been invited to Kursk. The building was designed for two banks Krestyansky (Peasant) and Dvoryansky (Gentry). Up till now it bears old coats of arms of Kursk region as well as decorations of those times on its facade. Main entrance was situated in the corner part of the building. The executive officer’s room and waiting room for gentry as well as services of Krestyansky bank were on the ground floor. The first floor was designed for the needs of Dvoryansky bank. Next to the main building a residential building with apartments for the executive officer and junior staff was constructed. Initially the buildings were separate but further refurbishment bound them together. Later during WWI when the first wounded soldiers started to arrive to Kursk executive officer of Dvoryansky and Krestyansky bank gave his house to be used as Red Cross’s hospital which later gained the reputation of that best in the city. After 1917 it hosted different organizations. Headquarters of people’s irregular forces was situated in there during the defense against Nazi occupants.

×
Kursk musical college named after G.V. Sviridov

Premises of the college used to host Konopatovskaya parochial school and Blagoveshchenskaya (Voskresenskaya) church. Erected in the beginning of the 19th c. at times of the tsar Alexander I the church succeeded two oldest and best cathedrals of the city: Voskresensky Cathedral (Host Resurrection Cathedral) and Blagoveshchenskaya church (Annunciation Church) which originally were situated on Red Square of Kursk.

In the beginning of 30ies of 20th c. a musical technical school, which was established in 1922, took hold of the building of former Konopatovskaya school. As the technical school lacked room for students the decision to unite it with Blagoveshchenskaya church was taken. The architecture of the Konopatovskaya school facade influenced the style of the extension made instead of a church bell-tower and a little chapel.

In 1936 the school was reformed into Kursk musical college and in 1998 it was renamed after Georgy Vasilievich Sviridov. Over its 85 year history more than 6000 musicians graduated from the college contributing not only into culture of Kursk region but also into culture of Russia.

Not far from the building of the college at Lenin Street 69, there is a building which first got a red banner at liberation of Kursk on February 8th 1943 which was raised by warriors of the 322 infantry division. Facade of the building bears a small marble plaque to commemorate the act. It did not suffer great loss during the Great Patriotic War as it hosted Nazi hospital. A swift attack of Soviet Army in winter of 1943 prevented Nazi soldiers from blowing the building up while retreating.

×
A building of Kursk-Rylsk Eparchy

A two-storeyed building of former teacher’s seminary was constructed in the middle of 19th c. In 1863 the house, which belonged to the Denisov’s family, was rented to accommodate a public club initially resembling Moscow English club. Later, however, it was reorganized into that “of all classes” thus bearing the name of “Public”.

Its doors were often open for various evening parties and balls which required the service of up to ten maids. In 1872 provincial territorial council acquired the building for own needs. The next year saw foundation of teacher’s school on its grounds which in 1890 was transformed into a teacher’s seminary.

By 1912 841 graduates had completed their studies in teacher’s seminary. The building hosted two libraries one of them – “fundamental” another for students. Teacher’s seminary had physical and natural history laboratories at its disposal as well as several workshops: joinery, turner’s, fitter’s and bindery.

Pyotr Golikov who is father of the writer Arkadiy Gaidar graduated from Kursk teacher’s seminary in the end of 19th c.

In 1896 a small Semenov meteorological laboratory was organized in seminary. The laboratory conducted observation of solar radiation, observations of air and soil temperature, atmospheric precipitation, cloudiness and alike phenomena. The data were sent to Nikolayev Main Physical Observatory which later published them in its “Annuals” and other specific periodicals.

The building has not changed greatly since then, having lost only high wooden tower of observatory.

In 1919 the teacher’s seminary was closed and now Kursk-Rylsk eparchy’s office is located there.

Behind the building of former teacher’s seminary there is a nine-storeyed building of State Archive of Kursk region at the corner of Lenin and Mirnaya Streets. It was constructed in 1986.

Coming to the next object you may see the richest library of Kursk. Kursk regional scientific library named after Aseev N. N. is a cultural, scientific, informational and methodology centre, the richest storage of books in Kursk region. Next to it in a little garden there is a monument to Ekaterina Zelenko.

It was mounted in 1988. Ekaterina Ivanovna Zelenko, a Hero of the Soviet Union, became the only woman-pilot to undertake ram attack.

×
Kursk regional drama theatre named after A. S. Pushkin

Kursk drama theatre is one of the oldest in Russia. First performances date back to 1729. Mikhail Shchepkin who was a talented serf made his debut on the stage of Kursk serf theatre in 1805. Later he became one of the greatest Russian actors and founders of Russian drama principles.

During the Great Patriotic War theatre group was evacuated performing on stages of other theatres and returned to liberated Kursk in 1943 to continue their work.

Theatre changed its location several times until 1983 when it moved to a new building. An 8-meter bronze figure of Nike — goddess of victory can be seen on its roof. It symbolizes the victory of Soviet Army over the fascist Germany. Nike holds a palm branch in her right arm as a symbol of peace. At her feet there installed two theatrical masks made from white stone. The work is made by Moscow sculptors.

A monument to A. S. Pushkin takes one of the most significant places among sights of Kursk. The sculpture was made to celebrate 200 anniversary of poets birth enriched the look of Theatre Square. The monument is installed in front of the theatre as it bears the name of Alexander Pushkin.

×
A monument to G. V. Sviridov

The monument to our fellow-citizen, a great composer Georgy Vasilievich Sviridov was installed on the central street. It depicts Georgy Vasilievich thoughtfully sitting on the bench and a Muse on the top of a white column. The granite pedestal bears a quotation of the composer: «To glorify Russia, where Lord let and ordered me to live, rejoice and suffer».

The monument is the only one in Russia, its authors are Nikolai Krivolapov and Igor Minin.

The place for the monument was not chosen at intersection of Lenin and Zolotaya streets by accident as in 1930s there were a musical school and a college where Sviridov got his education.

Georgy Vasilievich Sviridov was born in Fatezh a town of Kursk region in 1915. His father was a post clerk and his mother was a teacher. His father who supported Bolsheviks in the Civil war died when Georgy was 4 years old.

In 1924 when Georgy turned 9 the family moved to Kursk. Here Sviridov proceeded with his studies at primary school where he got interested in literature. Gradually music started to dominate his interests. At his primary school he began to learn how to play balalaika. Picking up melodies by ear he showed an incredible talent which led him to a local folk music band.

He had studied in Kursk musical school since 1929 and in 1932 he moved to Leningrad to study piano and composition class of Mikhail Yudin in Central musical college which he graduated in 1936.

Among his works the world famous ones are: a waltz from the film «The Blizzard»(1964) based on a story of A. S. Pushkin and a suite » Time, Forward» (1965) which was the opening theme for the main evening TV news program «Vremya» at 9 pm.

×
Sergiyevo-Kazansky Cathedral

Kursk Sergievo-Kazansky cathedral is a notorious monument of parochial architecture of the second half of 18th century.

It is well-proportioned, light, ornate cathedral of Baroque style with ribbed domes, fractured pediments, multiple windows of various sizes, proportions and outlines. It was long believed to have been designed by one of the most outstanding architects of 18th c. V. Rastrelli. Multiple studies failed to prove him to be its author. The cathedral which divides into altar part, cathedral itself, refectory (monastery canteen) and vestibule is of rectangular shape 16 meters wide and about 33 meters long with fife-sided altar exedra. Main part of the cathedral is a two-storeyed building which bears eight-sided dome with the same number of windows.

There is a four-coloured bay window projecting golden domes with crosses on their tops.

Construction began in 1752 and finished in 1778. The chronicles of the cathedral tell about it: «The foundation of the cathedral was laid in 1752, but there is no information who was the founder. Lower church (for everyday services) was consecrated in the name of Sergiy Radonezhsky in 1762 and upper one (for holidays) in the name of the Kazan icon of the Mother of God in 1778. Long before the cathedral there was a wooden church on its place. When it burnt down, the Kazan icon of the Mother of God was found among the rubble and ashes. The decision to build a new two-storeyed cathedral was taken. Money for the construction was collected from parishioners.

During the construction of the bell-tower a seven-year-old Prokhor, who is now famous as Rev. Serafim Sarovsky, fell down to the ground covered with broken bricks and rubbish. His mother couldn’t even hope to see her child alive but to astonishment of people he soon stood up safe and sound.

To commemorate this there is a side-chapel in the lower church in the name of Rev. Serafim Sarovsky and on the spot of his fall there is a monument portraying the reverend.

×
House of merchants Gladkov

A big two-storeyed house with a wrought balcony on the corner and original detailed stucco works as window plat bands is situated at the intersection of Maxim Gorky and Serafim Sarovsky Streets. The owner of the house was a notable citizen, merchant, benefactor Nikolai Vasilievich Gladkov. Up to these days a long storehouse has preserved being initially built in the first half of the 19th c. Having become a famous variety singer Nadezhda Plevitskaya recollected the times when she had worked in that house as a cook under the name of Dezhka (shortened for Nadezhda, she was called by her family in that way) Vinnikova in her work “Dezhkin karagod”(karagod is a mass traditional dance which contains some dramatic action). In the beginning of 20th c. Vera Mukhina, who was a relative of Gladkov family, lived there. Later she became famous as a sculptor who had created great works and “Worker and Kolkhoz Woman“among them. In times of the Great Patriotic war the house hosted a children’s hospital. Luckily it didn’t suffer serious loss during the occupation.

In 1975 Kursk nursing school moved in, later it was transformed into Kursk basic medical college and still locates there.

×
Kursk Svyato-Troitsky (the Holy Trinity) women monastery

This is one of the oldest Russian monasteries, it has 400 years old history and is declared an architectural monument of federal importance. Its image bears the traces of architectural trends of 17-19 c. There are no official records of its foundation but from the short outline of monasteries in the Russian Empire it is known to exist in 1652 being a home for 35 nuns.

It is supposed that the monastery was started around 1597.

All the buildings of the monastery were destroyed by the fire in 1680 but in 1695 there was a stone cathedral built in honor of Trinity instead of a wooden one.

In 1923-1925 there were the Museum of Arts and the History Architecture Crude Museum which later merged into a Provincial Natural History Museum.

Starting from the end of 1920s it hosted Provincial camp of compulsory labor. Later there was an archive of October Revolution, then since 1984 there were Research and Methodological centre of Department of Culture and a library for people with impaired vision.

In 1993 part of the complex was returned to the Orthodox Church. So services are held in the cathedral again.

However, the true renewal of the monastery started in 2004 after the blessing of Patriarch Alexii II when a monastic community of Joseph-Volotsky monastery moved in. Not only the building was refurbished but also full clerical life was restored.

×
Pervomaysky Park (Park named after May 1st) Bust to Andrei Yegorovich Borovyh. Monument to Alexander Nevsky.

The park named after the 1st of May is located in the centre of Kursk and adjoins Red Square. The same spot saw two city gardens laid out and made available for promenades in 1869 while being separated by a driveway. They bore the names of Dvoryansky(Gentry’s) and Kupetchesky(Merchant’s). After the driveway which was an extension of modern Gorky street had been closed the parks were combined into one. There was an open-air theatre in its centre where performances and public readings were held from time to time. In the period from May 1st to September 1st a military band was performing in the park. In winter a skating rink was set up.

Two monuments have been set in the park: one of them to a twice Hero of the Soviet Union Andrei Yegorovich Borovyh (on July 18th 1948) and to the prince Alexander Nevsky (on October 15th 2000).

Andrei Yegorovich Borovyh was a participant of the Great Patriotic War of 1941-1945, twice Hero of the Soviet Union, Air Force colonel-general, Air Officer Commander of anti-aircraft army forces of the USSR. The bust was installed among those first after the war in 1948. Andrei Yegorovich himself came to Kursk to the ceremony of monument’s unveiling. One of the city schools bears his name.

Monument to Alexander Nevsky

A grand opening and consecration ceremony of the monument to Alexander Nevsky took place on October 15th 2000. A 4-meter bronze statue of Alexander Nevsky tops a 4-meter pedestal which bears the inscription: «God is in truth not in strength». Alexander Nevsky is depicted wearing suit of armour and holding arms and a banner in his hands.

In 1998 the veterans of the Great Patriotic war 1941-1945, companionage of the Order of Alexander Nevsky addressed their compatriot, a people’s artist of Russia, a laureate of state prizes Vyacheslav Mikhailovich Klykov to immortalize an image of the holy prince in stone and set it in our city.

Over 11 years of his reign Alexander Nevsky had done a lot for the sake of faith, the church and his people that is why later he was proclaimed saint.

The place for the monument was not been chosen by accident as nearby there is Znamensky cathedral(the Cathedral of the Holy Sign) which has a precinct consecrated in honour of Alexander Nevsky.

×
Znamensky cathedral (the Cathedral of the Holy Sign)

Znamensky cathedral is constructed in style of classicism bearing the signs of the West European Renaissance. The structure has the shape of a cross with a prolonged western aisle. A square base is decorated with small domes on its corners while the light drum is decorated with columns and is topped with the dome. The height under the dome makes 48 metres. Initially to the right of the main building over the church canteen there was a belfry. A modest look of the cathedral is balanced by spectacular and luxurious interior. A group of artists from Saint Petersburg’s Academy of Arts was working on the interior of the cathedral. A unique cast-iron iconostasis with icons was made by Petersburg artists. The walls are decorated with wall-paintings and stained-glass icons. A 2.5-tons chandelier hanging under the dome is covered with braid gold. The light drum is adorned with the figures of prophets of the Old Testament.

The place has remained an outstanding one since the 16th century. Once there had been a city fortress. In 1612 Kursk was seized and destroyed by Polish-Lithuanian army but the fortress survived and in three years even saw the construction of the wooden church of Navity of the Blessed Virgin. By the order of tzar Alexei Mikhailovich an icon called «Our Lady of the Sign» returned to the church. In 1631 there was a fire which destroyed all the wooden buildings; the icon, however, survived. In 1649 the tzar ordered to build a stone cathedral to host the icon. The building was constructed in Baroque style with a bell-tower and a big dome. Unfortunately the structure became decrepit very soon and was demolished in 1815. Thus there was a need to construct a new cathedral.

The foundation of Znamensky cathedral was laid on July 4th, 1816. Unfortunately the history has not preserved the name of the architect who had created the original design of the cathedral.

Construction works took 10 years and regular services started in 1826. Later the cathedral received a wonderful cast-iron iconostasis. It took craftsmen 6 years to produce it. Big bells, production of which was donated by a merchant from Belgorod, were set in the bell-tower in 1866.

The cathedral has been used for different purposes over its history as it had been exploited as a warehouse, and a prisoner of war camp, and a factory, and a cinema until 1992 when it was returned to the Russian Orthodox church. The cathedral fully restored its glory and was reopened in 2004 after great restoration works. Since 2009 a miracle-working icon the Kursk Root Icon of the Sign (Theotokos of

Kursk, Found Among the Roots) has been brought to the cathedral every year. Pilgrims from all over Russia come to worship the relic.

×
Concert hall Sviridovsky

A building named after Nobility Association was constructed in 1877. A boarding house for children of the nobility was on its third floor. In 1902 a monument to tzar Alexander III was installed in the Grand Hall, the unveiling ceremony of which saw the emperor Nicholas II.

In 1943 the Nazi burnt the building of Nobility Association leaving ruins after their retreat. It remained half-ruined until the early 1960s. Later it was restored, the facade of the building was preserved but the interior saw a large-scale renewal. A concert hall appeared there.

In 2012 the building was ceded to Philarmonic and now it hosts a concert hall «Sviridovsky».

Opposite the building there is a memorial sign installed in honour of finding of the icon named Kursk Root Icon of the Sign (Theotokos of Kursk, Found Among the Roots) .

On September 21st 1995, the arch of the memorable sign was set, 700 years after the icon was found at the roots of an oak on the banks of the river Tuskar.

The sign is placed at an angle to Sonin street in order to offer a better view both of the face side and backside, which bears the lines from troparion of the icon.

×
Kursk Regional Museum of Local Lore

The building which hosts the museum is a sample of architecture of XIX c., being former archbishop’s house it makes an architectural complex with Znamensky cathedral(the Cathedral of the Holy Sign). The museum was established on May 6th 1903. Its first name «the Historical Archaeological and Handicraft Museum in memory of the Emperor Nicholas the Second’s visit to Kursk in 1902»

On January 31 1905 the exposition was opened for citizens and visitors of Kursk. By 1915 the museum had about ten thousand items in disposal while its library counted thousand volumes. Since 1970 a tent-shaped mill built in the first quarter of XIX century has been in the yard of the museum.

The Museum of Local Lore acquaints visitors with Kursk region. There are big collections of numismatics and old books, ethnography, Old Russian art, merchants’ life items. There are thematic exhibitions which constantly change each other. Visitors are always fascinated with the biggest hall of the museum where they can see the collection of old pieces of furniture, works of art and other genuine items of manors of noble families of Baryatinskye, Nelidovy famous for their beauty not only in Kursk region but also all over Russia.

Researchers are given a special permission from the museum administration to examine the collections of the museum. The library is also still available counting now more than ten thousand books in the field of local lore. The museum holds guided and thematic excursions, folklore soirees with the participation of folk groups. Here a visitor may order the restoration of icons, order the copies of documents, get booklets telling about the history of the region. More than 100 thousand people attend the museum each year.

×
Red Square

In 1782 Katherine II approved the general layout of Kursk in accordance to which a square had to be set at where Red Square is now. A parade-ground was where now is the Pervomaysky (Park named after 1st of May); Governor-General’s two-storey house surrounded by the garden was also located there. It was demolished in 1820s as it got shabby. In 1881 a chapel in memory of the assassinated Emperor Alexander II was built at the side of Central Post-Office. The square got its look in 50-60s of XX c. having seen a lot of changes since as in Soviet times a lot of buildings were constructed around it.

A building of a Regional Administration Office faces Red Square, previously being House of Councils it was designed by an architect Shuklin which was awarded III Regional prize.

The building had almost been completed before the Great Patriotic war of 1941-1945 broke out. While Kursk was occupied German army barracks were housed there. The building was burnt at the retreat of Nazis.

It was reconstructed and since November 7th 1947, when it was put into use, has been representing Kursk on various postcards and booklets.

On January 23d 1923 the City Assembly took a decision to set a monument to Vladimir Lenin. It was unveiled on September 1st 1933 being built with the money donated by working people. The monument was destroyed during the Nazi occupation. After the Great Patriotic war reconstruction began and on November 5th 1956 a new monument was unveiled.

Opposite the House of Councils, across the square Central Post Office is situated. A stele named “To Kursk natives heroes “ unveiled on May 9th 1966 is situated in front of the Central Post Office. It shows a banner, a mosaic panel depicts a warrior wearing a hardhat, holding a machine gun with a cloak fluttering in the wind. Created by O. M. Zautrennikov it contains the names of natives of Kursk – heroes of the Soviet Union, compainage of Order of Glory Third Class, Heroes of Russia.

In 1967 a capsule containing a message to descendants was inset into the stele. It was opened up in 2017.

In close vicinity to Red square on 31 Marat street there is a Curacy of Dormition of the Mother of God Catholic church in Kursk built in 1896.

×
Kursk House of Books

The construction works began soon after the war and was completed in 1956. The trend of Soviet architecture of that time was so-called “style of architectural extravagances” so its design supposed a great many of decorations both in interior and in exterior. Arched facade was crowned by massive stucco cornice and beautiful columns added to the grandeur of the interior of the bookshop. The busts of notorious Russian writers top the columns.

The building was designed by an Honored Architect of the Russian Federation (RSFSR), a veteran Mark Lvovich Teplitsky.

The building of Kursk House of Books is recorded in the book “Art of the countries and people of the world”. The shop was opened on April 22, 1956.

Opposite the House of the Books there is a building of the Central Department Store, which took the place of a post-office building destroyed in war time. It welcomed first customers in 1956. That was, however, the first stage of its construction as the second one was constructed in 1963 being designed by M. L. Teplitsky. It bore some slight differences from the first part though it did not spoil the overall image of the building.

In 1970 as a result of completion of the third stage CUM (Central Department Store) took the whole quarter from Pochtovaya Street to Kirov Street. Final extension was in 1985 when CUM got one more section on Pochtovaya Street.

×
Voskresensko-Ilynsky (Host Resurrection-Prophet Elijah's) cathedral

The history of the cathedral dates back to the beginning of 17th c. At that time there was a “pauper’s home” as it hosted the people who could not expect to be buried in the cemetery due to the canon of the time. Monasteries were sometimes organized at those “pauper’s homes” which were called “bozhedomskye” (“bozhedom” has two meanings the first one is a person who keeps an eye on a cemetery cleaning it; the second meaning is a pauper who is looked after). Right then a monk Korniil Bragin founded Bozhedomsky monastery in 1619.

Later a cathedral devoted to St. Elijah and St. Nicolas was built.

It must be said that young Prokhor Moshnin later known as Reverend Seraphim Sarovsky was among the parishioners of the cathedral. Here the burial service over his father was also held in 1760. Soon in 1768 a new stone church in honor of Prophet Elijah replaced a wooden one. In 1788 Prophet Elijah’s cathedral got one more altar and got the name of Voskresensko-Ilynsky cathedral.

After the October Revolution the cathedral lost a lot of its possessions: house for the clergy, 400 volumes of the church library, register of birth and death that had been stored there since 1774. After it was closed in 1926 the building hosted the regional archive. The building didn’t suffer great loss during the war. Its architecture was more damaged later when Kursk House of Books was constructed replacing the bell-tower and the house for clergy. As a result most part of the cathedral had remained hidden behind the high walls for a long time.

Opposite the cathedral diagonally to Lenin Street there is a building of a bank built in 1995 by an Italian company. It contributes greatly to the view of the place as its mirror-like walls reflect the old cathedral. In 1995 Voskresensko-Ilynsky cathedral was returned to the Kursk Eparchy and opened its doors to parishioners.

In 2004 a sculptor Vyacheslav Klykov, a native of Kursk region, designed one of his last works — a monument “Kursk Antonovka” (Antonovka is a sort of apples cultivated in Kursk region). The apple is a sculpture which is empty inside, its height is two meters, diameter is one and a half meter and its weight is 150 kilograms.

Kurskprombank purchased the sculpture for the city and now it’s located on the square between the bank and Voskresensko-Ilynsky cathedral. The monument was unveiled on August 19th 2008 timed to the holiday of the Transfiguration of the Lord which bears name as “Savior of the Apple’s Feast Day”.

×
The building of former protestant church

In 1825 Evangeline — Lutheran community was formed in Kursk. The community built a church in honor of Peter and Paul on Moscow Street (Lenin Street currently).

German church as it was called by Kursk citizens was built in Gothic style with the use of red bricks. Part of the brickwork is still well-seen on the side facade where the lancet windows are partly bricked up.

The church was topped with a high broach. The facade facing the street bore recessed statues of St. Peter and St. Paul, which had been created in Riga. The figure of Jesus Christ in altar had been produced in Dusseldorf. The church was famous for its wonderful musical soirees as its organ was not only used during the services but also in musical concerts. The eyes of locals were also caught by the clock set on the bell-tower and illuminated at night.

Gradual decay of church started after the October revolution of 1917. In 1924 it was transformed into an education club.

In 1930 a radio-club settled in the church. Every day it was open for citizens giving the chance to listen to radio programs and in the evenings the radio societies started their work. After the radio-club had been dismissed the building was to be used as a storehouse of a city trade organization.

In 1940 the building was reconstructed. The broach was demolished and the top of the tower was decorated with pilasters and the entrance received an extension. Insides of the building were redesigned to have three storeys.

After the war it experienced one more reconstruction which resulted in construction two more storeys over the one-storeyed entrance extension and formed a new facade with a big vertical recessed balcony. In 1971 Regional Public Prosecutor’s Office moved into the building No 21 on Lenin Street and it has remained in the building since then. A sculpture called “A Monument devoted to public prosecutors of Kursk region – participants of the Great Patriotic war of 1941-1945” was unveiled in 2003. The column topped with the bust of G. F. Panteleev is placed in the middle of the monument while four plaques bearing the names of 76 other heroes from the public prosecutor personnel are situated behind the column. The sculpture was made by Vyacheslav Klykov.

×
Kursk State University

The main building of Kursk State University was constructed in 1902 for Maryinsky ladies’ gymnasium which was named after the Empress Maria Fyodorovna. Before moving in new premises the gymnasium was settled on Moscow Street.

There were only five gymnasia alike in the whole Russian Empire at that time. The design of the building was made in 1900 and bore the style of eclecticism. A State Councillor A.A. Baumiller was both the author and the manager of the construction. After the October Revolution the gymnasium changed its status to a Teacher’s Institution. A newly-created establishment was reorganized, got some improvements and changed its name several times. On January 4th, 1919 Kursk Teacher’s Institute was transformed into Kursk Pedagogical Institute.

During the occupation of the city in 1941-1943 the building of the Institute was destroyed and it was rebuilt in 1955 following the designed created by an architect A.I. Lezin.

Pedagogical Institute was the first to be transformed into a university among the educational establishments of Kursk region, and in 2003 was changed from a single-discipline pedagogical one to a classical university, acquiring its present status and name of Kursk State University. Over 10 000 students are educated at its 18 faculties.

×
Park of the Heroes of the Civil War

The park which is between Radishchev and Dimitrov Streets has a formal name of the Park of the Heroes of the Civil War, however, the citizens didn’t take on it and still keep on calling it Borodino. It does not relate to the Battle at Borodino of 1812 though, and there is no clear evidence why it is called in such a way.

It is known though that military parade’s rehearsals were held in there; a skating rink was organized in winter and in 1895 the wasteland was used for a cycling track.

A decision to name it as the Park of the Heroes of the Civil War was made in 1934. The place was developed with a stage, platform for a portable projector and for dances.

In the middle of 1970s the park saw reconstruction works: old trees were removed, the monument commemorating the heroes of the Civil War was installed and unveiled in the autumn of 1977.

The monument to victims of political repressions was installed here on October 30th 2009.

Currently the park remains very popular among citizens of Kursk. Comfortable benches, a playground attract families with children. A brass band playing here in summer attracts senior generation as they like to listen to their favourite music and communicate and sometimes even dance. The park occupies about 4 hectares and counts a lot of rare species of trees.

×
A display room of the Picture Gallery named after A.A. Deineka

Kursk State Picture Gallery named after A.A. Deineka is one of the most wonderful art museums in Russia. Art works, sculptures and drawings of Russian and foreign artists of 16-21 centuries, objects of folk art and craft of 18-20 centuries are stored in its depository.

The collection of the gallery dates back to 1903-1905. First masterpieces were given by private people. Kursk governor Gordeev a famous sponsor of museums of that time was among them. The main part of the collection, however, was put together after the Revolution. It was made up mostly of the works of art collected by the Baryatins’, Nelidovs’, Shwartzs’, Rebinders’ families. Unfortunately, a range of works of European and Russian art from nationalized estates was not included into the collection which was left in Kursk.

Currently there are about ten thousand pieces of art in the collection of the Gallery. Trying to represent Russian art as fully as possible the Gallery collects the pictures of the artists whose lives are closely related to Kursk. Here are the pictures painted by Vyacheslav Shwartz, Konstantin Trutovsky, Efim Tcheptsov and others.

The Gallery has been bearing the name of Alexander Deineka since 1969. The collection of his works is a unique one and quite plentiful. The works by Alexander Deineka from Kursk State Gallery have been on display in Russia, Austria, Hungary, Germany and other countries all over the world. Good reviews were collected by the display of works in 2001 and 2009 which were held in the Tretyakov Gallery.

×
Cathedral of Dormition of the Mother of God

Roman Catholic Church (Cathedral of Dormition of the Mother of God) is one of the rarest buildings in Kursk built in late Gothic style. In 1859 Kursk catholic community that counted about one thousand of followers pledged to authorize construction of the cathedral. The permission was given only in the end of XIX century making people hold their services in prayer house. In 1885 Georgy Motuzz was appointed as the priest of the church and it was he who secured the construction of the cathedral. He presented a project and cost sheet to the governor and informed him that the construction will be carried out with the funds settled by a noblewoman Maria Rudzievska and his own. The construction began in 1892 and was completed within four years in 1896. The cathedral bears the signs of Neo-Gothic style with two broach towers, with 27 gold-gilded crosses situated on portal and at the sides of the cathedral. The church was heavily decorated with mosaic.

A famous artist Kazimir Malevich was wedded and had his daughter baptized in the Cathedral of Dormition of the Mother of God. After the Revolution of 1917 the cathedral remained in action for some time but in 1938 it was closed and the rector and some active members were shot dead. Most part of church-ware was eradicated and stolen. First the building hosted an anti-religion museum, later a warehouse. During the Great Patriotic war of 1941-1945 a bomb hit one of its towers and only in 1970 the building was restored and a House of Culture moved in.

Roman Catholic Church reestablished its activity in Russia in 1990s of the XX century. In 1993 a catholic community was registered in Kursk and in 1997 the building of the cathedral was returned to the church. In 2006 the parochial community celebrated 110th anniversary of the cathedral with all the honors and celebrations.

Nowadays organ is played during the services and concerts of organ music are regularly held.

×
City hospital named after A. I. Gladkova

On Perekalsky Street 5 there are buildings which formerly were the premises of the city infectious diseases hospital which bore the name of N. A. Semashko. The building of the hospital as well as those of household facilities, a pharmacy, a chapel, a stable was sponsored by a widow of a rich Kursk merchant Anna Ivanovna Gladkova.

The first mentioning of the hospital dates back to 1899 when the VII convention of territorial doctors decided to ask provincial convention “To pledge Kursk to build own infectious department”. A plan to organize medical work in the city was made in 1900 in accordance to which the city head Alyokhin negotiated to a famous charity giver a widow of a merchant Gladkov. Anna Ivanovna agreed to give an amount necessary for construction and maintenance of the hospital which primarily made 100 000 rubles in gold and was gratuitously donated for the needs of the city authorities. Soon Anna Ivanovna died and her son continued her charity-giving work.

Hospital complex was designed by an architect S. M. Serebrovsky. The main building is composed of top-quality two-coloured bricks with pointing. The facade looking at the street has central part and side risalits. It is segmented into three levels and zonated by beautiful ledges. A complex ledge and a fronton top the building.

On March 14th 1903 the hospital was officially opened. The first floor hosted Medical Department while the second one was given to Infectious Diseases Department. The basement in its turn hosted an Outpatient Department which continued to work until 1911, when a separate building was constructed. There was a 25 in-patient facility in a detached building. Despite the fact that the treatment should be paid for (4 rubles 80 kopecks per month), the hospital was constantly over-busy.

During the first years of a newly-born Soviets a people’s commissar of healthcare N. I. Semashko visited the hospital and presented his signed photograph. Further an Infectious Diseases Department was renamed into People’s hospital after Semashko.

Consequently the number of beds in hospital expanded to 100, with 60 of them to be used for children. The building of the hospital didn’t suffer much loss during the Great Patriotic war of 1941-1945.

In last decades of the XX century the central heating system was installed as well as Accident and Emergency Department and Reception were opened.

In 2010 Medical Department moved out and a historical building was given to Centre of Emergency Medicine. Part of the premises remains unoccupied.

×